Почему образование в финских школах считается лучшим в мире?

Главные вкладки

Ўзбек тили ўқиш

Татьяна Долганенко, 41 год, город — Эспоо, Финляндия, руководитель Международного центра развития HAPPY LAND, эксперт образовательной организации C.O.N.E  

Мы живем в Финляндии около пяти лет. Это страна с человеколюбивым образованием. Мне хотелось, чтобы дети получили образование в этой стране. И это был один из главных факторов переезда.

Я с детства понимала, что образование — та сфера, которая лежит в основе успешности любого общества. Нельзя поменять мир взрослых людей. Но воспитывая детей, мы можем вырастить их теми взрослыми, которые будут менять мир к лучшему. И в Финляндии я это увидела. 

 

Когда повышется зарплата школьных учителей?

За это время я многое узнала о системе изнутри. В сфере образования я работаю много лет, в России у меня были альтернативные центры дошкольного воспитания. Поэтому здесь я тоже открыла центр, где мы предлагаем дополнительное образование для развития детей.

Когда мы переехали, младшая дочь пошла в четвертый класс, а старшая в восьмой. Они начали обучение в финской школе в специальном классе для детей, которые приезжают из других стран. Эти ученики изучают те же предметы, но с активным изучением финского языка. 

Нас хорошо приняли, объяснили все нюансы, познакомили с учителями. Финны отличаются внимательностью, чутким подходом к людям, всегда наблюдательны и готовы прийти на помощь.  


Об особенностях и преимуществах обучения в Финляндии 


Принципиальная разница в том, что в мире и в России акцент идет на ученика — увеличение нагрузки, количества домашних заданий, объема знаний, тестирований, жесткие рамки. Финны пошли другим путем: они поняли, что успех определяет фокус на личность педагога, подготовку и на те методы, которыми он работает. 

Они создали условия для того, чтобы профессия педагога была престижна в стране, в университет на эту профессию поступить сложно, отбирают самых талантливых. Для финского учителя первое, что он должен делать — это любить детей. У педагогов хорошие зарплаты. Разные подходы и методики — их творческий процесс. Есть и стандартные планы, но они больше как ориентир.  

Для финского учителя первое, что он должен делать — это любить детей

 

Вся система построена на доверии и самосознании. Министерство образования доверяет управлению образования, управление доверяет директорам школ, директора — педагогам, а родители — школе. В Финляндии упразднены все проверяющие органы. На своем рабочем месте педагог осознает значимость своего труда и ответственно к нему подходит. 

Ребенка не контролируют, в начальной школе нет оценок. Стараются делать так, чтобы ребенок получал радость от процесса обучения, чтобы ему было интересно. 

Ориентировка на счастье — важный аспект финского образования. 

 

Может ли один учитель быть руководителем двух классов одновременно?

Цель образования — создание условий для раскрытия уникальности каждого ребенка. Педагог увлечен своим делом и проявляет искренний интерес к ребенку, чтобы увидеть в каждом таланты и способности. 

Есть такое понятие, как финская мечта — это создание школ, где все дети могут проявлять лучшие таланты. Где детей не сравнивают друг с другом, сравнивают с самим собой. Оценки знает учитель, ребенок и родитель, их не объявляют на всеобщее обозрение. 

Ребенок, который вырос в такой системе, в будущем не будет себя сравнивать с другими людьми, а будет сравнивать себя с самим собой. 

Важный навык, который прививают в школах — отношение к ошибкам. 

Основная базовая школа — это девять лет обучения, есть подготовительный класс, начальная школа — с первого по шестой класс, до девятого класса — старшая школа, а дальше ребенок выбирает. Он может пойти в профессионально-техническое училище и получать профессию или может пойти в старшие классы — лукио — аналог 10-12 классов. А также может совместить эти два направления, пойти получать профессию, но в то же время взять программы из старшей школы. 

В школах каждый ребенок равен в этой возможности. Равенство распространяется и на школьные предметы. 

В Финляндии стараются сделать так, чтобы основная нагрузка приходилась на первую половину недели, потому что дети приходят отдохнувшими после выходных. А к концу недели нагрузка ослабевает. 

Уроки идут блоками по полтора часа в старшей школе, и после каждого блока есть прогулка на свежем воздухе независимо от погоды. Финны учитывают психофизиологические особенности детей и понимают, что ребенку необходимо двигаться.

Предметы имеют прикладное значение, дети изучают разные аспекты, которые применимы в жизни. Есть предмет «домашняя работа», где они изучают приготовление еды, есть отдельная дисциплина о здоровье, также детей учат вести счета.  

Предметы имеют прикладное значение, дети изучают разные аспекты, которые применимы в жизни

 

На уроке физкультуры учеников знакомят с разными видами спорта — от йоги до гольфа. Задача школы — предоставить детям условия и возможность познакомиться со всеми направлениями, а дети сами будут выбирать, что им нравится, главное привить интерес. 

В восьмых и девятых классах есть трудовая практика, где дети готовятся к трудовой жизни, находят рабочие места, где бы им хотелось себя попробовать. Моей дочке нравилась медиасфера, и она устроилась на телеканал, две недели в восторге наблюдала за тем, как создаются программы. 

В старшей школе дети выбирают дополнительные уроки, которые хотят изучать углубленно. С ними работает специалист по профориентации, который помогает выбирать учебные заведения. 

 

 

Материал был взят из источника